Вы пассажир и вы думаете , что знаете про такси всё. Мы вынуждены вас огорчить — вы не знаете ровным счётом ничего. В действительности такси в России устроено вовсе не так вы себе думаете.
Практика показывает , что не только водители и пассажиры такси , но и тем кому по долгу службы или работы приходится соприкасаться с рынком такси, имеют весьма приблизительное представление о нём. Полагаем , что необходимость в данном материале назрела . Поскольку это продуктивней ввести всех в курс дела сразу , чем с каждым беседовать по отдельности или тем более бодаться с дилетантами на их ресурсах.
В связи с чем , презентуем эту публикацию рассчитанную не на профессионалов , а на лиц знающих рынок такси в объеме пользователя , т.е. пассажира. Поэтому и для простоты понимания опускаем многочисленные подробности , детали и тонкости не нужные для такого букваря и начального уровня понимания.
Участники рынка такси
Итак, устройство рынка такси в России начнём со знакомства с участниками рынка такси . Которые, казалось бы всем хорошо известны.
Тут всё просто и понятно . Есть государство и его законы , которыми оно регулирует рынок такси. Это и есть государственный регулятор рынка , который можно представить себе в виде крана на 2 х участников рынка. Смотрим на одну часть крана-регулятора –видим государство наделяет правами пассажиров такси. Смотрим на другую часть крана-госрегулятора –видим перевозчиков с их законными обязанностями.
Эта схема устройства рынка такси всем нам хорошо известна- прямой найм таксомотора на стоянках такси в аэропортах , вокзалах , у торговых точек. Подошли –спросили , договорились и поехали… Всё это предусмотрено законами государства российского и называется устной сделкой . Совершенно законной , вне зависимости от того , нравится вам её условия или не нравятся. Включая и размер провозной платы.
Если размер провозной платы вас не устраивает , или вам не нравится таксомотор снаружи или изнутри , то никто вас не неволит и вы вправе отказаться от совершения устной сделки с водителем . Таких прямых и законных сделок с перевозчиками в России немного – всего где-то 5% от общего количества всех пассажирских перевозок в легковом такси. В том случае , если условия устной сделки не устроили вас и вы решили не ехать прямо здесь и прямо сейчас , можете позвонить по своему мобильному телефону , считая , что здесь на стоянке одни бомбилы. Но тут вы немножечко погорячились – ошиблись , поскольку водитель, с которым вы не договорились по устной сделке, может и не бомбила вовсе. Или вы немножко отстали от перемен на рынке такси.
Вы наверное помните сколько было шуму и гаму в 2011 году с принятием закона о такси? Помните , что власти обещали покончить с бомбилами? Так вот , включите логику – надо быть очень рисковым малым , чтобы на виду у многочисленных властных контролёров , нагло стоять бомбилой у единственного в городе железнодорожного вокзала или аэропорта. Поэтому многие из тех, кто там стоит и тех кого вы считаете бомбилами , таковыми не являются , а они уже легальные и законные перевозчики.
Продолжим и всё же допустим, что вас не устроила стоимость проезда здесь и сейчас с вполне легальным и законным перевозчиком и вы решили подождать и позвонить «в такси» . Благо , что у каждого гражданина России есть телефон . В котором наверняка забит номер телефона такси , а часто даже и не один.
Тот кого нет , но он есть
Итак смотрим- фигура вторая , ещё более знакомая . По которой совершается подавляющее большинство (95%) поездок в легковом такси России.
Чем она отличается от первой видно сразу – появился ещё один – третий участник рынка такси. Которому вы позвонили . И зовут его – ПОСРЕДНИК. Вы можете спросить – а что так мрачно изображён этот замечательный участник рынка такси ? Весь в чёрном и без лица ? Приглядитесь по-внимательней и вы обнаружите другую перемену в фигуре №1. Оказывается этот в чёрном , которому вы позвонили, никому ничего не должен – ни вам –пассажиру , ни перевозчику. Вы не находите это странным?
Мы – нет ! Потому , как с таким же успехом , наивно думая , что вы звоните « в такси» , вы могли позвонить и УТЮГУ. И точно с таким же успехом УТЮГ , приятным женским голосом скажет вам , что он слушает вас и , что он – это «такси». Технически это несложно , лишь подключив к утюгу автоответчик. А юридически это означает , что вы позвонили В НИКУДА , НИКОМУ И ЗВАТЬ ЕГО – УТЮГ. Поскольку как вы можете видеть кран – госрегулятор имеет только два направления воздействия . И на третьего участника рынка он не рассчитан! Поскольку законодательство не предусматривает в качестве участника рынка такси третье лицо – посредника. Почему этот посредник изображен у нас в черном и без лица и в чёрной тени , т.к. законодательство НЕ РЕГУЛИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОГО , КОТОРОГО КАК БЫ И НЕТ.
Кто –то может поспорить , что это не так, и даже привести случаи , когда он лично разговаривал с утюгом- посредником. И он даже чем-то его согрел. А особо ушлые юристы могут заявить , что так не бывает и , что посредника всегда можно обнаружить и даже накрячить.
Избавьтесь от иллюзий – хватит и пальцев на одной ладони , чтобы сосчитать случаи , когда в России этот посредник ответил по закону хотя бы за смерть пассажиров в легковом такси . И это при том , что в России тысячи разнообразных и разнокалиберных судов , контролирующих и надзорных органов . А также и с учетом того , что в России в легковом такси ежесуточно и среднестатистически только погибает порядка 2-х человек. Не говоря уже про раненых.
Ну и надеемся все поняли , что службы заказа такси НЕ ИМЕЮТ НИКАКИХ ТАКСОМОТОРОВ, потому что они тупо утюги — абоненты телефонной связи. И отнюдь не по причине того , что они такие бедные , а потому что это им не надо . Зачем им этот геморрой , если к ним валят толпы бомбил со своими тачками. Гораздо проще купить телефон и выдавать себя за “такси” , внося смешную абонентскую плату за телефон , чем купить хотя бы один таксомотор и содержать его.
Те кого как бы и нет, но вы их хорошо знаете
Перейдём к фигуре третьей.
Здесь вы обнаружите хорошо знакомого вам посредника в лице сотового телефона , который именует себя в привычном для вас виде – «служба заказа такси» , «диспетчерская служба» , «заказ такси» , «пассажирские перевозки по заказам» , бесплатное приложение для заказа такси и т.д. и т.п. То есть , опять же в качестве утюга , поскольку законодательство не содержит в себе таких самовымышленных самоназваний. И соответственно не накладывает на этих самопровозглашенных субъектов никаких прав и никаких обязанностей.
Для сомневаюшихся в утюжьих характеристиках известных и любимых ими служб заказа такси, приведём пример по наиболее известным в России номерам телефонов-утюгов.
Предположим , что вы только что сошли с поезда в родном вам Калининграде и не пожелали ехать здесь и сейчас со стоянки такси у вокзала и позвонили по одному из своих номеров, вашего ,как вы думали, “калининградского” такси. Например, по телефону с номером 666-999 , который у вас записан как «такси максим». Видимо вас не смутили числа зверя в этом телефонном номере , а напрасно. Поскольку после телефонных гудков , вам и ответит этот зверь , который представится вам в качестве «такси максим» . В данном случае это такси- утюг находящийся … в г. Кургане – за Уралом . В 3260 км. от вас… Этот утюг , даже и не утюг вовсе , а нечто более изящное. Эти телефонные мошенники выдающие себя за «такси максим» в 85 (!!!) городах России от Калининграда до Владивостока, именуют себя ни много ни мало , а « электронной информационной площадкой» . Которая на своих «электронных» торгах продаёт кому попало – хоть чёрту лысому, звонки пассажиров ,наивно думающих что они позвонили «в такси» . А уж продать заказ обманутого потребителя бомбиле –нелегалу – сам Бог велел . Поэтому практически со 100% гарантией, ваш звонок обернётся поездкой на бомбиле , которой поджидает свою телефонную жертву , тут же рядом , за углом железнодорожного вокзала. Вообще , у вас граждане как с логикой ? Вы позвонили ПО ТЕЛЕФОНУ на деревню дедушке – в Курган и думаете , что это «официальное такси»? С какой стати , стесняемся спросить? Ах, вам так сказали? Ну-ну… доверчивые вы наши граждане…
Другой не менее известный утюг – так называемое «такси сатурн» – официально числится утюгом созданным … -никогда не догадаетесь !!!- «для оказания секретарских , редакторских услуг и услуг по переводу». Именно так ОФИЦИАЛЬНО и записано в Уставе этого утюга при его государственной регистрации.
Что не мешает ему быть крупнейшим в России лохотроном для пассажиров такси , включающим в себя десятки тысяч именно тех бомбил , которых вы ошибочно думали увидеть только на вокзалах и в аэропортах. Более того , эти «сатурновские» бомбилы намного хуже тех, про которых вы думаете. Поскольку это не просто бомбилы , а АРЕНДАТОРЫ –БОМБИЛЫ. А это жеш две жеш большие разницы , как говорят в Крыму. Арендаторы- бомбилы -это наиболее общественно- опасная категория нелегальных перевозчиков , поскольку они не имеют устойчивых навыков вождения автомобилем, считают возможным «работать» в «такси сатурн» без законного трудоустройства , без выплаты заработной платы ,а напротив со своей оплатой аренды таксомотора –своего «орудия труда». С оплатой ГСМ и ремонта арендованного транспортного средства за свой счёт и тем более не имеют так называемого соц.пакета. А также формально и фактически, не имеют с сатурновским утюгом никаких правоотношений ,даже в виде крестика вместо подписей обоих фигурантов уголовного промысла , но тем не менее исправно оплачивают сатурновскому утюгу его нелегальные услуги. Даже…, вы не поверите, «зеленоволновые» — плату 500 руб. в месяц за перевозку лживой рекламы так называемого «такси сатурн» на кузове арендованного авто.
Особая общественная опасность таких бомбил для пассажиров заключается и в режиме их «работы» – суточном , или двои суток – через двои , что предопределяет их нахождение за рулем не менее 14-16 часов в сутки. Хотя бы по коммерческим соображениям , чтобы «отработать» аренду автомобиля , его заправку , мойку , сделанную ими киберпредоплату за «заказы» поступающие с этого утюга. Вы не замечали водителей , клюющих носом в руль ? А это практически безошибочный и 100%-ый признак , что вы попали на арендатора -бомбилу. Если не замечали , то прочтите здесь — это они сами про себя рассказывают . Заодно и полюбопытствуете о ” заработках” арендаторов- бомбил.
Соответственно, такие лица «соглашающиеся» на такие условия своего «труда» – это как правило асоциальная категория граждан – алкоголики , наркоманы , лица освободившиеся из мест лишения свободы , незаконные мигранты, лица не желающие законно работать или не имеющие возможности легального трудоустройства по причине «богатого» негативом резюме, а также лица имеющие постоянную работу , но решившие «подработать» в такси на пиво, на чипсы , на девочек.
Ну и завершаем наш рассказ о большой тройке телефонных мошенников в России, о так называемом «такси везёт». Его можно назвать мошенниками в квадрате. Поскольку от имени своего утюга , они ещё и выпустили подложные финансовые обязательства- дисконтные карты на скидки пассажирам такси. Которые они отоваривают пассажирам не за свой счёт ,как эмитентов своих собственных обязательств, а за счёт водителей такси. Соответственно, перевозить пассажиров за свой счёт в этом утюге, могут только совершенно отмороженные бомбилы.
Как из воздуха получаются деньги у тех которых как бы и нет
А теперь от устройства и принципа действия 3-х крупнейших в России противоправных группировок граждан- максимвезётсатурнов , организующих нелегальные перевозки в такси, попробуем объяснить на пальцах «экономику» этого нелегально-криминального «бизнеса».
Бомбила , делает предоплату услуг утюга ,через систему терминалов. Размер этой минимальной предоплаты , при которой ему будет позволено утюгом к себе подключиться, достигает 5000 руб. При этом никто из бомбил, а возможно и государство окончательно победившего свободного предпринимательства не знает , кому конкретно и на какой счёт поступили его предоплатные денежки . При наличии сведений о размере предоплаты , превышающей минимум установленный чёрным посредником, бомбиле открывается доступ в мобильную программу его телефона по переадресации заказов пассажиров.
Далее. Пассажир – обыватель , позвонивший в утюг , желает уехать на такси. На телефон бомбилы от утюга переадресовывается желание пассажира. Пассажир совершает поездку и платит бомбиле , по стоимости диктуемой утюгом. Как только бомбила сообщает утюгу через SMS , что он отвёз пассажира , из его предоплаты , автоматически снимается 10 — 20% от стоимости поездки пассажира. Важнейший момент – при себестоимости услуг утюга по телефонной переадресации заказа пассажира в форме всем известной SMS-ки , стоимостью менее 1 руб. , и например при стоимости поездки пассажира в 100 руб. , утюг имеет как минимум 10 руб. и гигантскую маржу от 9 руб. и более (10 руб-1 руб.=9 руб.) т.е. от ДЕВЯТИСОТ ПРОЦЕНТОВ !!!
А в соответствии с классиками , нет такого преступления на которое бы не пошёл утюг- чёрный посредник , с маржой свыше 300%.
Кроме прямых капаний в бездонную мошну криминала , существуют и многочисленные побочные источники криминального дохода. Так например , один из черных посредников в Ёбурге , обложил своих бомбил 49-тью (!!!) видами податей с их размерами до 3000 руб.
Рабы-бомбилы называют их штрафами , а преступный авторитет –хозяин дон Педро их изящно называет «депремированием» .
Известны случаи когда бомбилы используются черными посредниками для организованного «центрозавоза» — доставки наркотиков , что называется по адресам и прямо в постель.
Итак, закрепим пройденное. Служба заказа такси –чёрный посредник – абонент телефонной связи , по определению не осуществляет никаких перевозок пассажиров в такси и его телефонные затраты не имеют никакого отношения к себестоимости перевозок пассажиров. И диктуя бомбилам стоимость проезда в такси хоть в 10 руб . , утюг ВСЁ РАВНО ОСТАЁТСЯ В ПЛЮСЕ. ( 10% от стоимости проезда в 10 руб . =1 руб.) .
Прибыль служб заказа такси образуется из звонков пассажиров, оплачиваемых бомбилами и прямо пропорциональна их количеству. ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗВОНКОВ-ЗАКАЗОВ , ТЕМ БОЛЬШЕ ПРИБЫЛЬ. Следовательно , чтобы увеличить прибыль, надо увеличить количество входящих звонков на утюг. Как это сделать догадается и школьник – надо снизить стоимость проезда в такси. И тогда пассажиры вдребезги разобьют этот телефон своими звонками.
Это и есть криминальный механизм ценообразования за услуги такси , не имеющий никакого отношения к рыночной ЭКОНОМИКЕ и тем более к конкуренции о которой уверяют вас власти всех уровней. Вспомните лихие 90-ые , когда по сплошному блошинному рынку России вальяжно разгуливали бандиты и диктовали гражданам цены на их последние рубашки и собирали с них мзду за возможность «свободной торговли» . Так с тех пор в такси ничего и не изменилось.
Вас , как пассажиров , неужели не удивляет , что стоимость проезда в такси сравнялась со стоимостью проезда в трамвае ? И что эта стоимость не меняется годами , вне зависимости от инфляции , стоимости таксомоторов , топлива , курса рубля и т.д. ? А то и понижается ни с того ни с чего?
Как рождается бомбила. И кто мать его…
Одна проблема – как этих страждущих пассажиров увести – ведь не на телефоне же. И эта проблема решается только одним способом- постоянным набором бомбил. Напрочь нелегальный рынок такси России -абсолютный чемпион рынка труда по невероятно огромному и стабильному спросу на водителей такси. Правда, это не рынок труда в его правовом звучании , поскольку НИ ОДИН ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ РОССИИ в этих утюгах не трудоустроен и официально в них не работает. Более того , многие утюги , сознавая характер своей преступной деятельности , вообще избегают иметь с водителями какие-либо письменные закорючки. Что однако не мешает им вешать лапшу на уши властям , что мол они социально ответственный “бизнес” . Мол создающий сотни тысячи рабочих мест и дающем “работу” гражданам России. В то время как в действительности отношения утюгов-телефонов с бомбилами, если не отношения рабовладелец -раб , то уж точно отношения криминальных авторитетов с членами своей шайки. По совместному нелегальному промыслу.
Полагаем понятным , что в погоне за прибылью с маржой которая и не снилась нефтянке и которая сопоставима только с криминальными рынками наркотиков и проституции , чёрного посредника , выдающего себя за такси не интересует, КТО ЕМУ ЗАПЛАТИТ ЗА ЗВОНКИ ПАССАЖИРОВ.
Это первый и главный- “финансово-экономический” мотив передачи заказа бомбиле. И ГЛАВНЫЙ ФАКТОР НЕИСТРЕБИМОСТИ НЕЛЕГАЛЬНОГО РЫНКА ТАКСИ .
Поскольку он хорошо ОРГАНИЗОВАН И ПОСТОЯННО НАДУВАЕТСЯ КАК ПУЗЫРЬ И РЕГЕНЕРИРУЕТСЯ ЧЁРНЫМИ ПОСРЕДНИКАМИ.
И второй фактор процветания нелегального рынка такси – чёрному посреднику ничего за это не будет. Поскольку ОН В ТЕНИ – ВНЕ ЗАКОНА.
Кто погиб , в каком говорите такси? Да вы в своём уме ? Я лишь абонент телефонной связи и никакого отношения к такси не имею.
Клик-мошенники
А теперь вернёмся к фигуре три и рассмотрим следующий тип чёрного посредника –мобильные приложения. Схема такая – некий Яндекс или ГУГЛ , разрабатывает или приобретает мобильное приложение в телефон и обзывает его как и традиционные мошенники – к примеру «Заказ такси- Вызывающе быстро.» Пассажиры могут его скачать в свой телефон совершенно бесплатно. Мобильное приложение при входе пользователя в него , через GPS , легко определяет и показывает местоположение владельца телефона. В своём мобильном приложении пассажир( также через GPS) видит перевозчиков , находящихся поблизости от него , и тычет («кликает») в телефон на любого ему понравившегося . Тот приезжает на такой «клик» и увозит пассажира в нужном ему направлении. При этом мобильному приложению , за свой «клик» пассажир разумеется ничего не платит.
Но мобильное приложение, точнее его правообладатель , не благотворитель -бессребреник по производству телефонных ГАДЖЕТОВ. И вот здесь на нелегальный рынок такси , из-за волосатой спины обладателя мобильного приложения , выходит уже не один чёрный посредник , а целая толпа криминальных элементов. Часто в виде тех же диспетчерских и безлошадных служб – утюгов, а часто и в виде мелких мошенников –любых физлиц , решивших нагреть руки на гаджетах. Например это могут быть скучающие в автосалонах манагеры –офисный планктон , или «бригадиры» – старшие в этнических диаспорах мигрантов. Или промысловая артель рыбаков — неформальные группы таксистов , «умеющих работать» и вечно странствующих по утюгам в поисках самого «рыбного» места.
В функции этой криминальной толпы посредников входит персональная идентификация бомбил – надо же знать тех кто «должен» , сбор денег за “клик” пассажиров в пользу хозяина телефонного приложения . Ну и разумеется и в свою пользу «услуги подключения» бомбил к мобильному приложению , почему их и называют во вне терминов уголовного –процессуального законодательства – ПОДКЛЮЧАШКИ. Подключашки платят хозяину мобильного приложения к примеру 5% от стоимости поездки кликнутого бомбилы . А сами берут с бомбилы , которого “кликнул” пассажир уже 10-20%.
Надеемся , что не надо повторять предыдущее , что и владельцам мобильных приложений и подключашкам, по-барабану кого они подключат к приложению.
Таким образом , на рынке такси образуется уже не один черный посредник , а целая толпа посредников и армия бомбил , сосчитать которых в силах только владелец мобильного приложения по своей базе данных , своих должников.
Да и то не всегда , поскольку телефон с единожды закаченным мобильным приложением для водителя может оказаться в любых руках. Вместе и с калашниковым , и в руках «бойца» запрещенного в России ИГИЛ. Что уже и бывало.
И все довольны и все смеются…
В том числе и пассажир – обладатель крутого и модного ГАДЖЕТА с помощью которого он вызвал такси одним «кликом». Правда такой мажор-пассажир , может всё-таки усомниться в легальности такой услуги . Когда он «кликал» в гаждете перевозчика по имени Денис или Михаил , а в действительности за ним приехал Джамшут или Мехреддин. Ну а то , что услугу по нелегальным перевозкам в такси ему оказало например европейское представительство америкосовкой компании «Uber» в Амстердаме , он может быть никогда и не узнает. Разве , что только когда попадёт в ДТП с этими нелегалами.
Но тогда ему популярно объяснят ( если он будет живой) , что и владелец мобильного приложения и подключашки отсутствуют в законодательстве о такси как таковые , а америкосовский «Uber» свободно заходя в Россию как к себе домой , изначально плевал на российское законодательство и подписал с подключашками соглашение , что ни он и ни подключашки друг друга не знают и не выдают и , что все русские «непонятки» , разрешаются в соответствии с законодательством Нидерландов.
Ну и напоследок, коротко о чёрных посредниках в лице электронной биржи такси. Вы позвонили , как вам думалось «в такси» . А в этом «такси» по определению кроме утюга-телефона ничего нет. Также как и перевозчиков , связанных с утюгом , которые все оказались в разъезде. Но этот чёрный посредник –традиционал (служба заказа такси) берёт у вас заказ и обещает прислать за вами таксомотор.
После чего выставляет ваш заказ на биржевые интернет – торги. С темой – кто купит подороже у этого телефонного мошенника этот заказ. Выставляется максимальная цена продажи доходящая и до 40% , которая падает по мере отсутствия спроса на заказ пассажира. В общем все как обычно – торг на бирже уместен. А вы в это время наивно думаете , что позвонили «в такси» … И ждёте…окончания торгов?
Вот как- то так и устроено такси в Российской Федерации. А вы как думали ???
Прочитав этот букварь, многие обыватели -пользователи не поверят. Да , ладно –не может быть , мы каждый день ездим на такси и ничего подобного не слышали и не замечали. Да и наша власть такого бы не допустила. Отвечаем – а кто-то в курсе как устроен криминальный рынок наркотиков и проституции ??? Наверное многие ответят , что не в курсе . Но это вовсе не означает , что этот рынок отсутствует как таковой. Тем более , что ведь вы наверняка видели и наркоманов и девушек с пониженной социальной ответственностью. Равно как наверняка видели или слышали о смертях пассажиров такси. Хотя бы по телевизору. А раз так , то мы всего лишь рассказали о том как устроен этот нелегальный рынок такси России. И откуда берутся эти смерти пассажиров такси.
Что касается власти , то если нелегальный рынок такси процветает и пахнет , то значит власти это нужно. Опять не может быть ??? Вспомните череду губернаторов под замком и даже одного живого министра Правительства РФ. Не говоря уже про депутатов , полицейские и прокурорские чины. Негатив говорите ? , но это — реальная жизнь , а не ковыряние в позитивном смартфоне или страусиное головосувание в песок.
P.S. Мы представили Вам нашу публикацию 2-годичной давности с небольшими изменениями редакционного свойства. Не повлиявшими на устройство рынка такси России.