Коллеги!
Профсоюз «Таксист» на МЕФТе в Питере во второй раз предлагает решить главную проблему нашей отрасли – отсутствие вменяемой законодательной базы для нашей с Вами деятельности. Только при решении этой проблемы есть смысл собраться всем профсообществом. Посиделки , презентации –вторично. Профсоюз «Таксист» разработал и предлагает свой законопроект для «всенародного» одобрения. Ни в коей мере не считая только его совершенным и только его единственно правильным. Например , лично мне не нравится ни МО ни ТО . Однако я понимаю , что это « священная корова» государства , без которой законопроект не прокатит. И наличие этой «коровы» обязательно…
Тем не менее , на текущий момент , это единственный известный нам законопроект, содержащий не внесение изменений в изменения по одному –двум фрагментам ФЗ-69 , а полноценный законопроект регулирующий все вопросы устройства и функционирования рынка такси. ( Лысаковская общеизвестная фигня – не в счёт) Законопроект перед его опубликованием обсуждался внутри нашего Профсоюза , был высказан целый ряд полезных и учтённых замечаний .
Предлагаем всем участникам рынка такси России , включиться в обсуждение нашего законопроекта , либо представить свой , с тем чтобы на МЕФТе наконец-то было принято решение о том , какой закон о такси нужен отрасли. Не питаем иллюзий , что на таком кагале все обо всём договорятся. Тем не менее , договариваться и искать компромиссы необходимо , иначе лысаковщина возобладает и все мы скоро протянем ноги (за исключением некоторых – не будем показывать пальцем). Публикуем пояснительную записку к законопроекту. Сам законопроект здесь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен в результате анализа практики применения законодательства регулирующего деятельность легкового такси на территории Российской Федерации. При этом установлено и предлагается :
Перевозки пассажиров в легковом такси осуществляют более 1,5 млн. граждан , часть из которых не является гражданами России. Из этого числа граждан , по оптимистическим оценкам не более 30% частично исполняют требования законодательства РФ. А с учётом имеющихся и широко распространенных схем обхода законодательства, число граждан законным образом являющихся правообладателями разрешений на деятельность по перевозке пассажиров в легковом такси, не превышает 10-15%. С момента начала государственного регулирования рынка легкового такси – введения в действие статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ , отмечен рост количества участников рынка легкового такси и соответственно рост числа граждан нелегально участвующих в перевозках в легковом такси и рост травматизма и аварийности. Всё это стало возможным , благодаря концептуальным заблуждениям допущенным в государственном регулировании рынка легкового такси.
В частности , не учтена структура перевозок в легковом такси , 90-95% которых ,осуществляется по заказам пассажиров, производимых через средства связи и с участием более десяти тысяч субьектов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , выступающих в роли посредников между пассажирами и лицами управляющими таксомоторами. Это так называемые службы заказа такси , принимающие заказы на перевозку от пассажиров и передающие их лицам управляющих таксомоторами. Тем не менее, при таком масштабе участия посредников, их деятельность никак не регламентирована законодательством о легковом такси , что позволяет им не только передавать заказы пассажиров лицам не имеющим разрешение на такой вид деятельности , но и разрабатывать, внедрять и возглавлять применение схем обхода легальной деятельности , фактически организуя сообщества по противодействию исполнению законодательства. Наиболее крупные из этих сообществ под названием «Максим» , «Сатурн» и «Везёт» («Лидер») , орудуют в десятках городов России , каждое из которых объединяет в своих составах многие десятки тысяч граждан , нелегально осуществляющих пассажирские перевозки.
Законопроектом предлагается преодолеть заблуждение о стихийности рынка легкового такси , в котором более 1,5 млн. граждан , якобы действуют хаотично и разрозненно . С учётом организующей и направляющей роли посредников в организации нелегальных перевозок в такси, предусмотрено введение в правовое пространство таких служб заказа в качестве операторов такси , их учёт и легализация путём получения разрешения на такую деятельность. Предусмотрены также обязанности и ответственность операторов такси за выпуск на линию не только лиц не имеющих разрешения на перевозки пассажиров , но и неисправных транспортных средств , а также лиц не прошедших предсменный медицинский контроль.
Законопроектом также предусмотрены и иные меры существенного противодействия операторам такси как основным организаторам нелегальных перевозок в такси , адекватные их нынешней широкомасштабной и противоправной теневой деятельности.
В частности , законопроект предусматривает противодействие монополизации рынка такси , операторами такси одновременно действующими во многих регионах России путем:
-недопустимости расположения инфраструктуры ( и её элементов) приема , обработки и передачи заказов на перевозку вне территории Российской Федерации и вне территории на которой выдано разрешение на такой вид деятельности;
-путём квотирования оператора такси по числу легальных водителей такси , принятое во многих странах мира как эффективная мера по противодействию нелегальным перевозкам .
Законопроектом предлагается ликвидировать широко применяемые схемы обхода законодательства и соответственно массовой организации нелегальных перевозок . Законопроектом предусмотрена ликвидация схемы обхода – перевозка по заказам с использованием схемы похожей на исполнение требований главы 4 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Данная схема позволяет создавать устойчивые и многочисленные группы граждан, осуществляющих нелегальные перевозки пассажиров в такси под предлогом якобы заранее сделанных предварительных и специальных заказов. Законопроектом предлагается исключить действие этой схемы организации нелегальных перевозок в такси путём не допустимости применения требований главы 4 № 259-ФЗ в области перевозок в легковом такси.
Наиболее массовой и общественно- опасной схемой организации нелегальных перевозок в такси являются схема аренды транспортных средств , производимая с нарушением конституционных прав граждан на труд. При этой схеме трудовые отношения подменяются договором аренды таксомоторов , что приводит к массовому вовлечению в перевозки пассажиров откровенно асоциальных элементов в т.ч. алкоголиков и наркоманов , ранее судимых лиц , считающих возможным «работать» без выплаты заработной платы при осуществлении своих платежей арендодателям транспортных средств. При этом , организаторы такой схемы обхода выдают себя за социально ответственный бизнес , якобы создающий дополнительные рабочие места . Все участники такой арендной схемы нелегальных перевозок в такси не заключают трудовые договоры , не декларируют получаемые доходы и уклоняются от уплаты соответствующих налогов и платежей.
Разновидностью арендной схемы массового обхода требований законодательства , является схема с использованием фиктивных договоров аренды. При которой собственники транспортных средств , заключают фиктивные договоры аренды с лицами открыто позиционирующими себя в качестве оказывающих платные услуги по оформлению разрешений . При этом все участники такой схемы нелегальных перевозок в такси также получают доход , не декларируют его и уклоняются от уплаты соответствующих налогов и платежей. В результате лица , предлагающие подобные услуги оформления разрешений, формально становятся правообладателями десятков , сотен , а иногда и тысяч разрешений. Под формальным прикрытием которых , осуществляются массовые нелегальные перевозки в такси , а выданные разрешения не только являются средством незаконного обогащения и уклонения от уплаты соответствующих налогов и платежей , но и профанацией и очковтирательством для рапортов об «успешности» легализации рынка такси .
Вышеизложенные схемы массовой организации нелегальных перевозок в такси стали возможны благодаря имеющемуся толкованию разрешений как выданных и разрешающих перевозки в такси , не лицам управляющим транспортным средством , а собственно транспортному средству , управлять которым возможно практически любому физическому лицу.
Законопроектом предлагается исключить возможность применения имеющихся схем обхода законодательства , путём выдачи разрешения на деятельность по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси каждому лицу управляющему таксомотором –водителю такси , а не собственнику (владельцу) транспортного средства.
Такая мера также позволит создать простой и надёжный механизм контроля исполнения законодательства взамен ныне практически трудноразрешимой проблемы идентификации права лица управляющего таксомотором на такой вид деятельности.
Законопроектом предлагается значительно расширить государственное регулирование рынка такси , жизненно необходимое при нынешнем его тенёвом устройстве и не только массовом неисполнении участниками рынка каких-либо законодательных норм Российской Федерации, но и открытом этому противодействию. Кроме государственного регулирования в отношении фактических организаторов нелегального рынка такси – операторов такси , законопроект предлагает государственное регулирование численности водителей такси , путём квотирования их численности через операторов такси . Что исключит постоянное и устойчивое расширение нелегального рынка операторами такси.
Также предусмотрено государственное регулирования размеров провозной платы за услуги такси , поскольку ныне существующая противоправовая система установления провозной платы службами заказа такси исключает возможность какой-либо экономической мотивации существования легального рынка такси.
Государственное регулирование предусматривается и в сфере взаимодействия операторов такси с водителями такси . Которое в настоящее время строится и односторонне диктуется так называемыми службами заказа такси и также вне рамок законодательства. В большинстве своём вообще без закрепления их в каком либо письменно- договорном виде. Либо в виде дискриминационных договоров , не соответствующих законодательству.
Законопроектом предлагается перевести эти неформальные отношения в рамки либо трудовых , либо гражданско-правовых отношений и избавить водителей такси от произвола посредников.
Законопроектом предусмотрен отказ от законодательного установления цвета кузова таксомоторов , как излишней мере идентификации легкового такси в транспортном потоке , при достаточности уже имеющихся мер идентификации и мизерной доле перевозок (не более 5%) , осуществляемых по заказам , сделанных пассажирами путём цвето- визуального выбора легкового такси непосредственно в транспортном потоке.
Законопроектом также предлагается решение общемировой проблемы массового распространения нелегальных перевозок в такси с помощью интернет-приложений к мобильным средствам связи . Путём отнесения правообладателей интернет-приложений к операторам такси , установления их разрешительной деятельности ,недопустимости расположения инфраструктуры приема , обработки и передачи заказов на перевозку не только вне территории Российской Федерации , но и вне территории на которой выдано разрешение на такой вид деятельности , недопустимости передачи заказов пассажиров через третьих лиц и некоторых других мер.
Законопроект предусматривает отмену действия ряда законодательных актов Российской Федерации , практически подтвердивших свою несостоятельность. В частности , отмену статьи 9 № 69-ФЗ от 21.04.11. А также внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушений , направленных на противодействие организаторам нелегального рынка такси.
Профсоюз «Таксист»