Пояснительная записка к законопроекту Профсоюза”Таксист”

Коллеги!

Профсоюз «Таксист» на МЕФТе  в Питере  во второй раз предлагает решить главную проблему нашей отрасли – отсутствие вменяемой законодательной  базы для нашей с Вами деятельности. Только при решении этой проблемы есть смысл собраться всем профсообществом.  Посиделки , презентации –вторично.   Профсоюз «Таксист»  разработал и предлагает свой законопроект для «всенародного»  одобрения. Ни в коей мере не считая только его совершенным и  только его единственно правильным.  Например ,  лично мне не нравится ни МО ни  ТО . Однако я понимаю , что это « священная корова» государства , без которой  законопроект не прокатит. И наличие этой «коровы» обязательно…

Тем не менее , на текущий момент , это единственный известный нам законопроект,  содержащий не внесение изменений в изменения  по одному –двум фрагментам  ФЗ-69 , а полноценный законопроект  регулирующий  все вопросы устройства и функционирования рынка такси. ( Лысаковская общеизвестная фигня  – не в счёт) Законопроект перед его опубликованием  обсуждался внутри нашего Профсоюза , был высказан целый ряд  полезных и учтённых замечаний .

Предлагаем всем участникам рынка такси России , включиться в  обсуждение нашего законопроекта , либо представить свой , с тем чтобы на МЕФТе  наконец-то было принято решение о том , какой закон о такси  нужен отрасли.  Не питаем иллюзий , что на таком кагале все обо всём договорятся. Тем не менее , договариваться и искать компромиссы необходимо , иначе  лысаковщина возобладает  и все мы скоро протянем ноги (за исключением некоторых – не будем показывать пальцем).  Публикуем  пояснительную записку к законопроекту. Сам законопроект  здесь 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа  легковым такси в Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проект федерального закона «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа  легковым такси в Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен в результате анализа  практики применения  законодательства регулирующего деятельность легкового такси на территории Российской Федерации.  При этом установлено и предлагается :

Перевозки пассажиров в легковом такси осуществляют более 1,5 млн. граждан , часть из которых не является гражданами России. Из этого числа граждан , по оптимистическим оценкам не более 30% частично исполняют требования законодательства РФ. А с учётом  имеющихся и широко распространенных схем обхода законодательства,  число граждан законным образом являющихся правообладателями разрешений на деятельность по перевозке пассажиров в легковом такси,  не превышает 10-15%.  С момента начала государственного регулирования рынка легкового такси – введения в действие статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ , отмечен рост  количества участников рынка легкового такси и соответственно рост  числа граждан  нелегально участвующих в перевозках в легковом такси и рост травматизма и аварийности. Всё это стало возможным , благодаря концептуальным заблуждениям  допущенным в  государственном регулировании рынка легкового такси.

В частности , не учтена структура  перевозок в легковом такси , 90-95% которых ,осуществляется  по заказам пассажиров,  производимых   через средства связи и с участием более десяти  тысяч субьектов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , выступающих в роли посредников между пассажирами и  лицами управляющими таксомоторами. Это так называемые службы заказа такси , принимающие заказы на перевозку от пассажиров и передающие их  лицам управляющих таксомоторами. Тем не менее, при  таком  масштабе  участия посредников,  их деятельность никак не регламентирована законодательством о легковом такси  , что позволяет им не только передавать заказы пассажиров лицам не имеющим разрешение  на такой вид деятельности  , но и разрабатывать, внедрять и возглавлять применение  схем обхода легальной деятельности , фактически организуя сообщества по противодействию исполнению законодательства. Наиболее крупные из  этих сообществ  под названием «Максим» , «Сатурн» и  «Везёт» («Лидер»)  , орудуют в десятках городов России , каждое из которых  объединяет в своих составах  многие десятки тысяч граждан , нелегально осуществляющих  пассажирские перевозки.

Законопроектом предлагается преодолеть заблуждение  о стихийности рынка легкового такси ,  в котором  более 1,5 млн. граждан  , якобы действуют  хаотично и  разрозненно . С учётом организующей  и направляющей роли  посредников в организации нелегальных перевозок в такси,   предусмотрено введение в правовое пространство таких служб  заказа в качестве операторов такси , их учёт и легализация путём получения разрешения на такую деятельность. Предусмотрены также обязанности и ответственность операторов такси  за выпуск на линию не только лиц не имеющих разрешения на перевозки пассажиров , но и неисправных транспортных средств , а также лиц не прошедших  предсменный  медицинский контроль.

Законопроектом также предусмотрены и иные меры существенного противодействия операторам такси  как основным организаторам нелегальных перевозок в такси , адекватные их нынешней широкомасштабной и противоправной теневой деятельности.

В частности  , законопроект предусматривает противодействие монополизации рынка такси , операторами такси одновременно действующими во многих регионах России путем:

-недопустимости расположения инфраструктуры ( и её элементов) приема , обработки и передачи заказов на перевозку  вне территории Российской Федерации и  вне территории на которой выдано разрешение на такой вид деятельности;

-путём квотирования оператора такси по числу легальных водителей такси  , принятое во многих странах мира как эффективная  мера по противодействию  нелегальным перевозкам .

Законопроектом предлагается ликвидировать  широко применяемые схемы    обхода  законодательства и соответственно массовой организации нелегальных перевозок . Законопроектом  предусмотрена ликвидация схемы обхода –  перевозка по заказам с использованием  схемы похожей на исполнение требований  главы 4 Федерального  закона  РФ от 8 ноября 2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Данная схема позволяет создавать устойчивые и многочисленные группы граждан,  осуществляющих нелегальные перевозки пассажиров  в такси  под предлогом якобы заранее сделанных предварительных и специальных заказов. Законопроектом предлагается исключить действие этой схемы организации нелегальных перевозок в такси путём не допустимости  применения требований  главы 4  № 259-ФЗ  в области перевозок в легковом такси.

Наиболее массовой и общественно- опасной схемой организации нелегальных перевозок в такси являются схема аренды транспортных средств , производимая с нарушением конституционных прав граждан на труд.  При этой схеме трудовые отношения подменяются договором аренды таксомоторов , что приводит к массовому вовлечению в перевозки пассажиров откровенно асоциальных элементов  в т.ч.  алкоголиков  и наркоманов , ранее судимых лиц , считающих возможным «работать»  без выплаты заработной платы  при  осуществлении своих платежей арендодателям транспортных средств. При этом , организаторы такой схемы обхода  выдают себя за социально ответственный бизнес , якобы  создающий дополнительные рабочие места . Все участники такой арендной схемы нелегальных перевозок в такси не заключают  трудовые договоры  , не декларируют получаемые доходы и уклоняются от уплаты соответствующих налогов и платежей.

Разновидностью арендной схемы массового обхода требований законодательства , является схема с использованием фиктивных договоров аренды. При которой собственники транспортных средств , заключают фиктивные договоры аренды  с лицами открыто  позиционирующими себя в качестве оказывающих платные услуги по оформлению разрешений . При этом все участники такой схемы нелегальных перевозок в такси также получают доход , не декларируют его  и уклоняются от уплаты соответствующих налогов и платежей. В результате лица , предлагающие подобные услуги оформления разрешений,  формально становятся правообладателями десятков , сотен , а иногда и тысяч разрешений.  Под  формальным прикрытием которых , осуществляются массовые нелегальные перевозки в такси , а выданные разрешения не только являются средством незаконного обогащения и уклонения  от уплаты соответствующих налогов и платежей  , но и профанацией и очковтирательством для рапортов об «успешности» легализации рынка такси .

Вышеизложенные схемы массовой организации нелегальных перевозок в такси  стали возможны благодаря имеющемуся толкованию разрешений как выданных и разрешающих перевозки в такси , не лицам управляющим транспортным средством , а собственно транспортному средству , управлять которым возможно практически любому физическому лицу.

Законопроектом предлагается исключить возможность применения имеющихся схем обхода законодательства , путём выдачи разрешения на деятельность по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси каждому лицу управляющему таксомотором –водителю такси , а не собственнику (владельцу) транспортного средства.

Такая мера также позволит создать простой и надёжный механизм контроля исполнения законодательства взамен  ныне практически трудноразрешимой  проблемы  идентификации  права лица управляющего  таксомотором на такой вид деятельности.

Законопроектом  предлагается значительно расширить государственное регулирование рынка такси , жизненно необходимое при нынешнем его тенёвом устройстве  и  не только массовом неисполнении  участниками рынка каких-либо законодательных норм Российской Федерации, но и открытом этому противодействию.  Кроме государственного регулирования в отношении фактических организаторов нелегального рынка такси – операторов такси , законопроект предлагает государственное регулирование численности  водителей такси  , путём  квотирования их численности через операторов такси . Что исключит постоянное и устойчивое расширение  нелегального рынка операторами такси.

Также предусмотрено государственное  регулирования размеров провозной платы за услуги такси , поскольку ныне существующая противоправовая система установления провозной платы службами заказа такси исключает возможность какой-либо экономической мотивации существования легального рынка такси.

Государственное регулирование  предусматривается  и в сфере  взаимодействия  операторов такси с водителями такси . Которое в настоящее время строится и односторонне диктуется так называемыми службами заказа такси  и также вне рамок законодательства. В большинстве своём  вообще без закрепления их в каком либо письменно- договорном виде. Либо в виде дискриминационных договоров , не соответствующих законодательству.

Законопроектом предлагается перевести эти неформальные отношения в рамки либо трудовых  , либо  гражданско-правовых отношений и избавить водителей такси от произвола посредников.

Законопроектом предусмотрен отказ от законодательного установления цвета кузова таксомоторов , как излишней мере идентификации легкового такси в транспортном потоке , при достаточности уже имеющихся мер идентификации  и  мизерной доле перевозок (не более 5%) , осуществляемых по заказам , сделанных пассажирами путём цвето- визуального выбора легкового такси непосредственно  в  транспортном потоке.

Законопроектом также предлагается решение общемировой проблемы массового распространения нелегальных перевозок в такси с помощью интернет-приложений  к мобильным средствам связи .  Путём отнесения правообладателей интернет-приложений к операторам такси , установления их разрешительной деятельности ,недопустимости расположения инфраструктуры приема , обработки и передачи заказов на перевозку не только вне территории Российской Федерации , но и вне территории на которой выдано разрешение на такой вид деятельности , недопустимости передачи заказов  пассажиров  через третьих лиц  и  некоторых других мер.

Законопроект предусматривает отмену действия ряда законодательных актов Российской Федерации , практически подтвердивших свою несостоятельность. В частности , отмену статьи 9 № 69-ФЗ от 21.04.11.  А также внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушений , направленных на противодействие организаторам нелегального рынка такси.

 

Профсоюз «Таксист» 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.