Кто устанавливает размер провозной платы за услуги такси

Разговор в такси. Удобно расположившись на заднем сиденье девушка называет пункт своего назначения. Водитель через пару секунд называет стоимость поездки .

Девушка недоуменно спрашивает:

– Как, а  диспетчер назвала мне сумму на 30 руб. меньше?

Водитель задаёт ей встречный вопрос :

-Диспетчер? А кто это?

Девушка в растерянности

-Ну я позвонила по телефону и мне сказали эту сумму.

Водитель:

Девушка , Вы всегда верите тому , что Вам говорят по телефону?

Девушка –

-Ну конечно же нет, но я же позвонила в официальное такси.

Водитель :

-Официальное такси – это я –индивидуальный предприниматель , имеющий разрешение на перевозки пассажиров в такси. А вот туда ,куда Вы позвонили –это не такси вообще , а тем более не официальное такси.  Вы позвонили в арендованное полуподвальное помещение площадью 6 метров квадратных и не проснувшаяся после вчерашнего девушка, которую Вы назвали диспетчером, ляпнула Вам то , что пришло ей в голову. Её якобы работодатель, у которого та «работает» без оформления и без трудовой книжки  – абонент телефонного номера по которому Вы позвонили . Этот абонент телефона  не имеет разрешения на деятельность по перевозке пассажиров в такси и является нелегальным -незаконным  теневым посредником между мной и Вами.

Девушка:

– Ой, извините, а  я не знала.

Водитель :

-Ничего страшного, бывает. А стоимость проезда в такси по российским законам определяем только Вы и я . Заключаем договор фрахтования? С названной мной суммой? Поехали?

Девушка:

-Да , конечно , я согласна –поехали.

А теперь посмотрим прав ли был водитель такси? И действительно ли закон на его стороне?

Часть 1 ст.784 Гражданского Кодекса  РФ  и ч.1 ст.786 ГК РФ  устанавливают , что перевозка пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.  Данные законодательные нормы также устанавливают , что  перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а  пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Что касается обязательств перевозчика и пассажира по оплате за проезд , то часть 1 ст. 790 ГК РФ «Провозная плата»  устанавливает , что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон  -перевозчика и пассажира. Таким соглашением сторон согласно ч.1 ст. 784 ГК РФ является договор перевозки , либо его разновидность –договор фрахтования (ст. 787 ГК РФ)

Вышеизложенные законодательные нормы устанавливают общий (для всех видов транспорта и перевозки в них) порядок условий перевозки  пассажиров и багажа всеми видами транспорта.

Общий порядок в отношении всех видов транспорта  приведен здесь  в качестве иллюстрации подхода законодателя к построению перевозки на договорных началах между 2-мя его сторонами –перевозчиком и пассажиром, установленные в гл.40 ГК РФ.

Наряду с установлением в гл.40 ГК РФ общих правил перевозки ,часть 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает , что конкретные  условия перевозки отдельными видами транспорта   определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В отношении рассматриваемого вида  транспорта –легкового такси, основные – конкретные   условия перевозки  пассажиров в нем установлены специальным Федеральным Законом –  ст.9 № 69-ФЗ от 21.04.11. ,  ФЗ №259 от 08.11. 07. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» , «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом” утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112.

Часть 1 ст.31 ФЗ-259 устанавливает , что  перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.  Согласно ст. 787 ГК РФ  договор фрахтования -это когда  одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Таким образом , перевозки пассажиров в легковом такси осуществляются на основании  такой разновидности  договора перевозок , как договор фрахтования.

Часть  1.4  ст.9 № 69-ФЗ устанавливает , что  в соответствии с разрешением (на деятельность по перевозке пассажиров в такси)  перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси.  Пункт 13 ст.2 ФЗ №259 от 08.11. 07.  определяет перевозчика  как юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному  на их получение лицу. Таким образом, данные нормы законодательства  наделяют правом  на заключение договора фрахтования  перевозчиков имеющих специальное разрешение.

Часть 1 ст.31   ФЗ №259 от 08.11. 07. устанавливает  устную форму заключения договора фрахтования  для перевозки пассажиров и багажа легковым такси . Часть 2 ст.31   ФЗ №259 от 08.11. 07. устанавливает , что   договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с  водителем являющимся  индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика, включая разумеется и право на  определение (по договоренности с фрахтователем)  размера  провозной платы.  Наряду с этим часть 2 ст.31   ФЗ №259 от 08.11. 07.  допускает  возможность  заключения договора фрахтования  с водителем легкового такси,  действующим от имени и по поручению фрахтовщика. Таким образом данная норма закона позволяет заключать договор фрахтования и поручителю фрахтовщика. Например , если водитель работает по найму у фрахтовщика имеющего разрешение на перевозки пассажиров в такси.

Согласно вышеизложенных норм законодательства  ДС :

-не являются перевозчиками , как не обладающие транспортными   средствами и не могущие и не имеющие права взять на себя добросовестные обязанности по перевозке пассажиров;

не являются фрахтовщиками, как не являющиеся перевозчиками имеющими разрешение и права на заключение договора фрахтования легкового такси;

И соответственно законодательство не наделяет ДС никакими правами и  обязанностями  в части  их  участия во взимании и тем более установления провозной платы за перевозки пассажиров в такси.

Ну и разумеется без законодательных выкладок понятно , что ДС  КАК И ЛЮБОЙ ДРУГОЙ АБОНЕНТ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ , кроме своих прав , установленных абонентским договором  с оператором телефонной связи  , НЕ ИМЕЕТ НИКАКИХ ПРАВ В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАКСИ.  

Повтор публикации от 23 июля 2013 года

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.