Договор фрахтования – муть голубая 2

Договор фрахтования такси. Абсурдная попытка в двусторонний договор всунуть третьего лишнего.

В прошлый раз мы обсуждали тему договоров фрахтования здесь  .   И остановились на предложении С.Швагерусу – номер 1 в России  в категории  ярых поклонников и сторонников  договоров фрахтования прокомментировать тот материал. Который лишь был началом к разговору. Поскольку тема обширная .

Однако С.Швагерус , который всегда заводился с пол-оборота  в этой теме и обычно зверел от термина «перевозчик» ,   почему-то   не проявил энтузиазма и отказался её обсуждать . В связи с чем и у нас пропал интерес к продолжению начатого разговора. Тем более с чередой неотложных дел. Сейчас образовалось небольшое окно , поэтому продолжим…   Это того стоит и весьма актуально . И сразу предупредим , что это – именно продолжение , поэтому сразу предлагаем освежить в памяти  первую часть которая для вхождения в тему была изложена с «картинками» – в популярном изложении.

На этот раз та же тема , но в юридическом варианте , где будет много ссылок на законодательство, поэтому для облегчения восприятия будем излагать материал ТОЛЬКО  в отношении перевозок с участием ДС. И комментировать наиболее значимые моменты. А потом предложим свои выводы , которые и надеемся совместно обсудим.

Цитировать ст. 31 №259-ФЗ снова не будем – см. начало обсуждения . А вот центровую часть повторим ,  заметив при этом , что договор фрахтования всего лишь разновидность договора перевозки , и занимать позицию категорического  не приятия термина «перевозчик» в легковом такси  представляется , не совсем верным. Тем более , что все мы занимаемся и имеем разрешение на деятельность ПО ПЕРЕВОЗКЕ  пассажиров и багажа в легковом такси , а не на деятельность ПО ФРАХТОВАНИЮ  пассажиров.

Статья 787 ГК РФ . Договор фрахтования

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Называя эту  норму  ключевым –основополагающим  моментом законодательного регулирования  нашей сферы , в дополнении к изложенному анализу её содержания в первой части ,    предлагаем обратить внимание пользователей на весьма принципиальный вопрос , о котором мы говорили ещё три года назад здесь   (последний абзац).

А именно о том , что законом,  регулирующим отрасль такси должен стать не ублюдочный уродец в свалке из 10-ти статей № 69 -ФЗ , а именно Устав автомобильного транспорта- №259-ФЗ , к которому и отсылает нас часть 2 этого закона. Кстати,  и насколько нам не изменяет память  и Минэкономразвития РФ  настаивало на том , что про такси надо законоваять именно в УАТе.

Тем не менее , «главный таксист России» сподобился на отдельно стоящий закон и мы все вроде как пошли по этому ложному следу. Хотя вменяемый путь  был указан «центровым» законом –   «Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.»  И именно в УАТе должно быть всё про такси. Как это и определил Гражданский Кодекс.

Итак,  продолжим по существу .

Устав определил  ( часть 1 ст.31) , что  перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

То есть , словоблудие о каких-то  договорах об информационных услугах , агентских договоров , возмездных договоров и им подобным  С ВОДИТЕЛЯМИ ТАКСИ  не проходит  ни в отношении  пассажиров , ни в отношении  третьих лиц – водителей такси.  Публичный договор фрахтования  С ПАССАЖИРАМИ   – И ТОЧКА.

Смотрим , что такое публичный договор:

Статья 426 ГК РФ  Публичный договор

1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная  троговля перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

2. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом  и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

 

Статья 435. Оферта

1. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта должна содержать существенные условия договора.

2. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.

Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной.

Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта.

1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная ферта).

Таким образом , публичный ДФ , является публичной офертой , что в нашей сфере имеет место быть в  виде массированной рекламы различного рода «такси».  И какие-либо приписки вроде «Не является офертой» в нашей сфере означает , что «не является публичным ДФ».  Стесняемся спросить хитроумных дссовцев , а каким же образом вы собираетесь осуществлять законную деятельность , если вы сразу идёте в отказ.

Статья 438. Акцепт

1. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

2. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.

3. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Статья 433. Момент заключения договора

  1. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Или то , что у нас и предусмотрено в Уставе  и 112 Правилах (ППП)  публичный договор фрахтования является заключенным с момента поднятия трубки .

И в завершении “косячок” С.Швагеруса

Часть 1.4 ст.9 № 69 –ФЗ от 21.04.11.

«В соответствии с разрешением перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение»

Стоит ли комментировать ?  Нет разрешения –не имеешь право размещать публичную оферту . Это раз.

Право заключения публичного ДФ  предоставлено  ПЕРЕВОЗЧИКУ,

определяемому статьей 2 №259-ФЗ как

13) перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

И это два. И это явная юридическая коллизия , или по попросту ляп-  «фрахтовщик-перевозчик». С напоминанием С.Швагерусу про Красную площадь.

Есть ещё третий момент не менее важный. Поскольку  неадекватный законодатель предусмотрел  разрешение  на каждую железяку (часть 3 ст. 9-69) , то разрешений должно быть столько,  чтобы выполнить требования  части 1 ст.426 ГК РФ и предоставить таксомотор КАЖДОМУ ОБРАТИВШЕМУСЯ  по публичному ДФ.  Поскольку отказ , согласно части 3 , не допускается.  В  этом смысле , дссовцы формально  имеющие 1, 2.3 разрешения , на свою машину , машину жены и тестя ,   НЕ ИМЕЮТ ПРАВО НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ публичного ДФ.

Статья 167 ГК РФ Общие положения о последствиях недействительности сделки

1. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

Из чего следует , что дссовцы  формально  имеющие 1, 2, 3 разрешения  на свою машину , машину жены и тестя заведомо знали  :

а) что ни они  , ни жена , ни тесть , в такси «работать» заведомо не собирались и не «работают»;

б) размещенный ими публичный ДФ , является ничтожным , по причине недобросовестности дссовцев.

К этому можно добавить  ещё и такие основания :

Статья 168 ГК РФ  Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта

1. За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

2. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Статья 169. Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности

Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.

Статья 170. Недействительность мнимой и притворной сделок

1. Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

2. Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

Ну и специально для сатурновских секретарей , редакторов и переводчиков:

Статья 173. Недействительность сделки юридического лица, совершенной в противоречии с целями его деятельности

Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или иного лица, в интересах которого установлено ограничение, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о таком ограничении.

Ну и на посошок :

Статья 10. ГК РФ  Пределы осуществления гражданских прав

1. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

То есть,  согласно законодательства   установлен ,  такой порядок заключения публичного договора фрахтования в легковом такси:

Коммерческая организация-перевозчик,  имеющий разрешения на деятельность по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси  в количестве  достаточном для исполнения публичного ДФ , в отношении каждого обратившегося , вправе   разместить  публичную оферту – предложение неопределённому кругу лиц – пассажирам такси заключить с ними устный договор фрахтования . Пассажир отозвавшийся на публичную оферту совершает акцепт – звонок с заказом.  И после поднятия трубки публичный договор фрахтования является заключенным в устной форме.

Ну а то , что изложено в части 2 и 3 ст.31 №259-ФЗ и в 112 правилах , погружаться не будем . Это называется некоторые особенности применения публичных ДФ в легковом такси . Которые в вышеизложенных общих правилах Гражданского Кодекса принципиально ничего не меняют.

Короче , службы заказа такси , не имеют права на размещение публичных ДФ  и добросовестными ФРАХТОВЩИКАМИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ.  Со всеми вытекающими последствиями – ОНИ НИКТО  И ЗВАТЬ ИХ НИКАК.

Есть ли какие-либо возражения????

 Р.S.  Да , пардон , чуть не забыли напомнить одну из главных мыслей первой части. ДФ является 2-х сторонним возмездным договором.  Стесняемся спросить , что за такой ДФ , если он безвозмездный ??? То есть службы заказа такси как фрахтовщики , якобы заключившие договоры ДФ , оказывают такие услуги нахаляву ?  Соответственно никакой суд не может  признать рекламу ДС публичными ДФ. Собственно о чём и речь – ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО,  в отношении деятельности  служб заказа такси, трудно назвать совершенным. А точнее никаким.  Тогда как отдельные эксперты  настаивают , что всё уже для ДС есть . Да есть – ОГРОМНАЯ ЧЁРНАЯ ДЫРА.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.