25 июля в преддверии так называемого форума таксистов , Вячеслав Лысаков -первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель правления Национального Совета Такси , поделился своим мнением с «Парламентской газетой» о «легализации такси».
Данное мнение вызвало большой интерес в профессиональных кругах , поскольку В.Лысаков , несмотря на непрофильность своей предшествующей деятельности и деятельности в Госдуме , почему-то считается экспертом и все законопроекты , касающиеся такси , направляются на рассмотрение не в комитет Госдумы по транспорту , а лично В.Лысакову.
Итак, рассмотрим это концептуальное мнение о прошлом и будущем легализации такси в России. Не будем погружаться в далёкое прошлое , тем более , что сам автор, ограничивает это прошлое как «до» и « после» принятия ФЗ-69 , которое ещё очень свежо в нашей памяти.
В.Лысаков :
“после того, как закон вступил в силу, люди стали массово уходить в тень, становиться нелегалами, теми самыми «бомбилами»
Ни на чём не основанное и противоречащее действительности , мнение с нарушением логики причинно-следственных связей. В действительности , известной каждому водителю такси , до ФЗ-69 все были «бомбилами» , все были в тени. ФЗ -69 предложил находящимся в тени выйти из неё –легализоваться. И в этом смысле ФЗ-69 -это закон о легализации , устанавливающий её порядок. И соответственно вопрос стоял не так . А принять или не принять условия легализации? А не по-лысаковски- уйти в тень. И это не вопрос казуистики для человека с таким уровнем влияния. Это вопрос профессионализма в оценке событий и явлений , в той теме ,которую человек оседлал.
Далее В.Лысаков указывает на причину неприятия условий легализации ( в его версии перехода в «бомбилы»):
«По нашим подсчетам, в стране сегодня насчитывается до 1,5 млн. таксистов и большая часть из них работает на арендованных автомобилях, в том числе, на автомобилях, купленных в кредит, оформленных на дочерей, бабушек или друзей. Законом все это было абсолютно перекрыто»
«Могу сразу сказать, что законопроект был крайне неудачен, он был рассчитан на крупные компании, и, например, предполагал введение единого цвета для всех такси и запрет на использование арендованных автомобилей, не смотря на то, что именно арендованных автомобилей свыше 90% на этом рынке.»
Таким образом, причинами «крайней неудачности» ФЗ-69 названы два обстоятельства:
1.Он был рассчитан на крупные компании
2.В России свыше 90% арендных таксомоторов и им был перекрыт путь легализации.
Начну со второй причины . Мягкое определение оценки такого количества арендных таксомоторов –это вымысел. Даже если к арендованным автомобилям отнести автомобили «купленные в кредит и оформленные на дочерей, бабушек или друзей». И дело не только в том, что депутат из комитета по конституционному законодательству и государственному строительству не знаком с понятием об аренде транспортных средств , установленных ст. 632-641 ГК РФ. Более прискорбно то , что депутат –главный таксист России, считает причиной крайней неудачности ФЗ-69 заведомо ложную причину. И соответственно больной, которому врач поставил неправильный диагноз , не имеет никаких шансов на выздоровление.
Причиной же «крайней неудачности ФЗ-69» в действительности является то, что 90% водителей такси , осуществляющих перевозки пассажиров на автомобилях принадлежащих им , «купленным в кредит и оформленным на дочерей, бабушек или друзей» -не имеет значения , не согласились с условиями своей легализации , установленными ФЗ-69. Не будем погружаться в многочисленные , главные и вспомогательные причины отказа от легализации , поскольку в данном случае речь идёт о рассмотрении конкретных ошибок человека, взявшегося поставить диагноз и лечить тяжело больную отрасль .
Вернёмся к запрету на арендованные автомобили. Во-первых, аренду автомобилей, в т.ч. и таксомоторов ФЗ-69 не запрещал. И владельцы ТС –арендодатели беспрепятственно получали разрешения . Достаточно сказать , что «чемпион» Калужской обл. по количеству родственников и друзей (по версии Лысакова) , индивидуальный предприниматель Г. получил до 01.07.12. 573 разрешения в том числе и на арендованные автомобили. Или известный по трагедии на Чуйском тракте барнаульский предприниматель А.Деулин , задолго до дня трагедии и вступлении в силу ФЗ-34 , беспрепятственно получил разрешения на все свои таксомоторы и беспрепятственно сдавал их в аренду.
Во-вторых, снятие «запрета» с 90% якобы арендных автомобилей , после принятия ФЗ-34 не привело ни к 90%-ому, ни к половинному и не даже к четвертному количеству желающих легализоваться. Что само по себе также указывает на ошибочность мнения об арендно-запретной причине крайней неудачности ФЗ-69. Образовавшийся некоторый реесторный всплеск и оживление динамики выдачи разрешений -это свидетельство не успешности процесса легализации , как показалось желающим дилетантам видеть этот процесс в розовом свете. А наоборот -это процесс делегализации и динамического развития сразу 3-х арендных схем обхода ФЗ-69 и формального прикрытия нелегальных перевозок разрешениями арендодателей. И именно этот нелегальный процесс оживил и вдохновил ФЗ-34.
Широкое применение арендных схем обхода ФЗ-69, привело к массовому вбрасыванию на рынок дешевой и неквалифицированной рабочей силы, включая мигрантов. Вместо собственников ТС, в такси валом повалил безработный и безлошадный люд, в т.ч. алкоголики, наркоманы, ранее судимые граждане, неграждане России. Для которых любой доход уже праздник. Что позволяет бурно развивать нелегальные схемы перевозки в такси с помощью аренды , которыми не гнушаются и московские таксопарки – «прообраз такси будущего». На рынке такси появился совершенно безбашенный народ, в сравнении с которыми пресловутые бомбилы с вокзалов являются образцами профессионализма. Благодаря арендаторам, ДТП с участием и по вине водителей таксомоторов стали обыденным явлением. При этом понятно, что организаторы арендных схем ни за что не отвечают и не несут никакой ответственности ни перед кем. Иначе и быть не могло , поскольку дееспособные граждане России, не относящиеся к вышеупомянутым категориям , ещё не опустились до аренды под видом «работы» . Работы при которой ,вместо трудового договора , замененного договором аренды таксомотора, надо платить за аренду орудия труда. Результат такой аренды таксомоторов заведомо плачевен и известен , не только по статистике ДТП . Так вышеупомянутый барнаульский предприниматель, на 46 сдаваемых в аренду таксомоторов, в 2011 году имел 109 ДТП. Ещё более печальным является арендный опыт пассажирских перевозок в так называемом маршрутном такси . Такси, залившем кровью все дороги России до такой степени , что московские власти всерьёз задумались о совершенно логичном и необходимом решении о ликвидации такого такси как вида пассажирских перевозок.
Открытие ФЗ-34 «арендного шлюза» привело только к массовому развитию псевдоаренды и появлению нового вида «бизнеса» в такси. При котором псевдоарендатор , заключая фиктивный договор аренды , получает вместе с разрешением в придачу денежный доход от собственников таксомоторов , решивших сэкономить на легализации и открытии ИП. Арендные схемы обхода требований ФЗ-69 , привели к тому , что например в Нижегородской обл. 62,1% выданных ИПэшникам разрешений, приходится на лиц имеющих 2 и более разрешения. А в Калужской обл., число таких лиц составляет 72,4%. Что означает , что так радующие некоторых результаты легализации , более чем наполовину являются фиктивными, а успехи легализации являются очковтирательством. Что также ещё раз опровергает вывод В.Лысакова о числе арендованных автомобилей «свыше 90%» даже сейчас, спустя 2 года после принятия ФЗ-69.
Что касается первой причины крайней неудачности ФЗ-69, названной В.Лысаковым , то это по существу признание того факта , что в Госдуме законы «рассчитываются» и принимаются в интересах крупных кампаний. И арендная версия В.Лысакова – очередное тому подтверждение. Поскольку впервые провозглашённый В.Лысаковым панегирик аренде – в интересах крупнейшей кампании арендного такси –сетевика «Сатурн».
А теперь о перспективе по В.Лысакову. Ну «да здравствует аренда !» -это понятно. Соответственно , процесс сатурнизации России будет в фаворе у главного таксиста. Что ещё? А ещё вот что:
В.Лысаков:
«Вопрос с легализацией такси требует длительного регулирования …, но этот вопрос очень долгий и так просто его не решить.» «… значит, что закон нужно менять, но менять осторожно, чтобы вернуть в правовое поле тех людей кто его покинул после 2011 года, просто не став связываться с системой лицензирования.»
Это означает, что существование «крайне неудачного» ФЗ-69 будет долгим и рассчитывать на его дезавуирование не приходится до изменения нынешнего состава Госдумы , включая и её главного таксиста В.Лысакова.
Симптоматичным является и полное умолчание В.Лысакова по поводу легализации диспетчерских служб такси , комфортно находящихся в теневом секторе. И могущих послать любого , включая и В.Лысакова . Как например это сделал нижегородский менеджер сетевика “Везёт”, как не имеющий никакого отношения к такси, и пославший по этой причине Департамент транспорта Нижегородской обл. , вознамерившийся по поручению Губернатора, поинтересоваться “деятельностью” этого сетевика !!! Так о какой легализации такси в России, путём педалирования в буквальном смысле кровавой аренды, говорит В.Лысаков, когда основные организаторы нелегальных перевозок – участники рынка такси, вне закона?